РУ БЕ EN

Библиотекарь - учащемуся

Листовка – памятка читателю
Уважаемые читатели!

В целях обеспечения сохранности при работе с библиотечными материалами просим вас соблюдать следующие правила:
1. Не кладите том или что- либо ещё поверх раскрытого тома. 
2. Не загибайте уголков страниц. 
3. Не пытайтесь разогнуть смятые страницы или загнутые уголки, тем самым вы можете только повредить книгу. 
4. Не облокачивайтесь на книгу при чтении. 
5. Не перегибайте книгу, не кладите её переплётом вверх. 
6. Не пишите и не делайте никаких пометок на книге. 
7. Не подкладывайте раскрытые или закрытые книги под бумагу, на которой пишите. 
8. Не приносите в библиотеку материалы, которые могут повредить книги. К их числу относятся: еда, пасты или клеи, чернила в бутылочках, любые клейкие ленты, ножницы и ножи. 
9. Не водите пальцем по книге во время чтения, используйте для этого полоску бумаги. 
10. Не облизывайте пальцы, переворачивая страницы. 
11. Не перекладывайте в другом порядке незакреплённые (свободные) страницы. 
12. Сообщайте библиотекарю о любых обнаруженных вами повреждениях в книгах. 
13. Не прикасайтесь к книге любыми пишущими предметами, скрепками или ручками, нельзя использовать самоклеющиеся листочки из блокнотов. 
14. Будьте особенно внимательны по отношению к книгам большого формата. 
15. Не пишите на книгах и не кладите их одну на другую. 
16. Если вы получили книгу с неразрезанными страницами, не пытайтесь его открыть или разрезать страницы, обратитесь за помощью к библиотекарю.

Советы. Как правильно выбирать книги.
Уважаемые читатели!

В библиотеке собраны тысячи книг.
Прочесть все невозможно!

Но ты сможешь читать:

  • Именно те, которые тебе по душе;
  • Как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданием;
  • Только те, в которых содержаться правдивые и ясные ответы на твои вопросы;
  • Наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.

Это возможно, если читатель ищет и выбирает книги правильно.

Как же правильно? Вот как:
Прежде чем приступать к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели твоего чтения.

Например, очень часто людям хочется с помощью книги:

  • поднять настроение;
  • разобраться в сложной ситуации;
  • оценить уровень своих знаний;
  • понять другого человека;
  • сопоставить точки зрения;
  • отлично выполнить задание.

Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.

Библиотека предоставляет тебе множество способов поиска и возможностей выбора - используй их!

21 лютага ўвесь свет адзначае Міжнародны дзень роднай мовы. Бібліятэка сярэдняй школы №12 г. Наваполацка таксама далучылася да святкавання дня роднай мовы і разам з вучнямі 10 класа арганізавала конкурс чытальнікаў «Табе складаю шчыры свой санет».

 


Новый год в библиотеке

Праздник близко! Праздник близко!
С неба свет рассыпал искры!
Добрый вестник к нам идёт!
Счастье, радость всем несёт!

Самые тёплые и добрые воспоминания каждого человека непременно связаны с прекрасным временем года – зимой, временем волшебства, которое приходит к нам с любимыми праздниками – Рождеством и Новым годом.
Сказочная пора началась и в школьной библиотеке! В эту предпраздничную пору наши читатели, учащиеся школы, вместе с библиотекарями подготовили и представили юным зрителям спектакль «Ангел Рождества».
Спектакль повествует о том, «…как дождаться волшебства, чистой радости и света…». Снегурочка и Ангел Рождества рассказали школьникам, что только добро, дружба и любовь помогут выдержать любые жизненные испытания.
В конце мероприятия вдохновлённые актёры и впечатлённые зрители вместе исполнили чудесную песню «Ёлка в Рождество».


 

День за днём 2023/2024


13 ноября  - Всемирный день доброты

 

    Два мира есть у человека –
Один, который нас творил –
Другой, который мы от века
    Творим по мере наших сил.

            Н.Заболоцкий

 

Доброй традицией для многих стран стало  ежегодное празднование 13 ноября Всемирного дня доброты. Школьная библиотека присоединилась к этой традиции. «Мир человеческих отношений», под таким названием прошёл час размышлений в субботу  11 ноября. Ребятам было предложено подумать о ценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей, не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Дети охотно принимали участие в сценках, играх, анализировали ситуации из школьной жизни, заполняли «Чемоданчик опыта».  Закончилось мероприятие чтением притчи «Ладная семья», которая никого не оставила равнодушным.


 

Поэтическая прогулка по родному краю

Поэтическая прогулка по родному краю" — так называлась моя сегодняшняя творческая встреча с учащимися 2-А класса и их учителем Шевцовой Еленой Васильевной в библиотеке 12-й средней школы г.Новополоцка.

20230901_103646-1200

В День знаний дети были особенно радостными и немного взволнованными, когда рассказывали в ходе встречи о том, как провели летние каникулы, задавали много вопросов.

Заведующий библиотекой Заленская Светлана Евгеньевна и библиотекарь Касьянова Тамара Михайловна подготовили замечательный и очень интересный сценарий: чтение стихотворений из книги "В стране фантазий", эмоциональный рассказ о родной Витебщине, а в конце встречи дети просмотрели фотографии (что было для них сюрпризом), где они узнавали себя и своих родных на летнем отдыхе, а потом комментировали эти фотографии.

Мне было тоже радостно, что дети слушали мои стихотворения внимательно: чувствовалось их неравнодушие к строкам о нашем замечательном родном крае, о нашей Беларуси!

Спасибо всем участникам за встречу!

Член общественного объединения "Союз писателей Беларуси" Т. И. Ковалёва


День за днём 2022/2023


С праздником Богоявления — Крещением Господним!

В Крещенский Сочельник школьная библиотека пригласила читателей на обзор выставки духовной литературы «От Рождества до Крещения».

Ребята познакомились с Преданием, обычаями и традициями празднования Крещения. Узнали, что крещёная вода называется агиасма.

Порадовали детей крещенские народные приметы: год обещает быть хлебородным, а лето и осень - тёплыми.

 


Канун великий Рождества

В канун Рождества школьная библиотека традиционно приглашает своих читателей на рождественские чтения, которые проходят в форме познавательно-развлекательного мероприятия «Под Рождественской звездой».

В этот день школьники узнали о любимом христианском празднике, о традициях его празднования, начиная с тихого Сочельника и заканчивая весёлыми Святками.

Ребята от души посмеялись святочному развлечению – гаданию, пообещавшему всем невероятный успех и удачу. Понравилось им и вкусное угощение – сладкие пряники, и рождественские песни. Дети понесли в свои семьи заряд тепла и добра, родившегося в этот предпраздничный сочельник.

Волшебный шёпот выставки новых книг напутствовал детей словами Того, Чьё справляем сейчас Рождество:

«Доброе дело – великое счастье,
Это – святое души торжество!»


Новогодняя вечеринка в библиотеке

В канун новогодних праздников все дети ждут веселья, подарков и чуда.

Школьная библиотека предложила старшеклассникам провести акцию «Твори добро другим во благо»: создать в читальном зале сказочную атмосферу, приготовить сувениры, которые можно дарить к Новому году друзьям и близким.

Десятиклассники с удовольствием откликнулись на эту идею. Оригинальная красавица-ёлка, волшебные часы и, спустившиеся прямо с книжной полки, котёнок и зайчонок создали сказочную атмосферу.

Ребят ожидало новогоднее путешествие по станциям: «Бомбическая», «Стихотворная», «Поэтическая». Игры, конкурсы, «котосессия» в пути следования волшебного поезда зарядили юных читателей по-настоящему праздничным настроением.

Все участники мероприятий получили в подарок милые открытки с добрыми пожеланиями.


День за днём 2021/2022 гг. День за днём 2020/2021 гг.

 

Літаратура для чытання летам

11 клас

Творы для абавязковага чытання

  • І. Шамякін “Сэрца на далоні”
  • В. Быкаў “Знак бяды”
  • У. Караткевіч “Каласы пад сярпом тваім”
  • Н. Гілевіч “Родныя дзеці”

 

Творы для дадатковага чытання

  • І. Шамякін “Злая зорка”
  • Б. Сачанка “Апошнія і першыя”
  • А. Жук “Душа над чыстым полем”
  • І. Навуменка “Вераніка”

 

10 клас

Творы для абавязковага чытання

  • Янка Купала. Драма “Раскіданае гняздо”
  • Якуб Колас “На ростанях” (1-ая аповесць “У палескай глушы”)
  • Кандрат Крапіва “Хто смяецца апошнім”
  • Кузьма Чорны. Роман “Пошукі будучыні”
  • Іван Мележ. Роман “Людзі на балоце”

Творы для дадатковага чытання

  • І. Навуменка “Сасна пры дарозе”
  • А. Макаёнак. Трагікамедыя “Трыбунал”
  • У. Караткевіч “Чазенія”
  • Я. Брыль “Галя”
  • М. Гарэцкі “Роднае карэнне”
  • І. Мележ “Подых Навальніцы”
  • М. Зарэцкі “Кветка пажоўклая”

 

9 клас

Творы для абавязковага чытання (вялікія па аб’ёме)

  • Я. Баршчэўскі. Апавяданні “Шляхціц Завальня”, “Плачка”, “Белая Сарока”
  • В. Дунін-Марцінкевіч “Пінская шляхта”
  • Я. Колас. Паэма “Новая зямля”
  • І. Шамяхін “Непаўторная вясна” (1 кніга пенталогіі “Трывожнае шчасце”)
  • У. Караткевіч. Аповесць “Дзікае паляванне караля Стаха”

 

Творы для дадатковага чытання

  • М. Стральцоў “Загадка Багдановіча”
  • В. Шніп. Зборнік “Балада камянёў”
  • Я. Янішчыц. Зборнік “Пачынаецца ўсё з любві…”

 

8 клас

Творы для абавязковага чытання

  • А. Дудараў. П’еса “Вечар”
  • У. Караткевіч. Апавяданне “Паром на бурнай рацэ”
  • В. Быкаў. Аповесць “Жураўліны крык”
  • Янка Купала. П’еса “Паўлінка”

 

Творы для дадатковага чытання

  • В. Адамчык “Дзікі голуб”
  • В. Карамазаў “Прыліпала”
  • У. Караткевіч “Лісце каштанаў”
  • І. Пташнікаў “Ільвы”
  • А. Дудараў “Кім”
  • Р. Баравікова “Казімір – сын Ягайлы + Насця з 8 “Б” ”
  • В. Быкаў “Страта”
  • У. Ліпскі “Споведзь сына”

7 клас

Творы для абавязковага чытання

  • М. Лупсякоў “Мэры Кэт”

 

Творы для дадатковага чытання

  • У. Аляхновіч “Першае каханне”
  • А. Васілевіч “Горкі ліпавы мёд”
  • Я. Брыль “Сірочы хлеб”
  • А. Федарэнка “Афганская шкатулка”
  • І. Навуменка “Жуль Верн”

 

6 клас

Творы для дадатковага чытання

  • В. Вітка “Трывога ў Ельніках”
  • Я. Колас “Купальскія светлякі”
  • Я. Маўр “У краіне райскай птушкі”
  • А. Федарэнка “Шчарбаты талер”
  • Я. Брыль “Маці”
  • І. Пташнікаў “Арчыбал”

5 клас

Творы для абавязковага чытання

  • М. Лынькоў “Пра смелага ваяку Мішку і яго таварышаў”

 

Творы для дадатковага чытання

  • У. Караткевіч “Кацёл з каменьчыкамі”
  • Беларускія народныя казкі
  • М. Зарэмба “Арэхавы Спас”
  • А. Якімовіч “Рыжык”
  • Я. Брыль “Цюцік”

 

Больше литературы для летнего чтения можно найти на национальном образовательном портале

Литература для чтения летом

11 класс

По учебной программе

  • М. Горький «На дне»
  • И. Бунин. Рассказы «Холодная осень», «Господин из Сан-Франциско»
  • М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце», роман «Мастер и Маргарита»
  • А. Платонов. Рассказы «Фро», «На заре туманной юности»
  • М.А. Шолохов «Поднятая целина»
  • А. Вампилов. Пьеса «Утиная охота»

 

10 класс

По учебной программе

  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
  • Оноре де Бальзак «Гобсек»

 

9 класс

По учебной программе

  • Фонвизин «Недоросль»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
  • Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
  • В.М. Шукшин. Рассказы
  • В.Г. Распутин «Пожар»
  • А. Азимов «Двухсотлетний человек»

 

Для дополнительного чтения

  • В. Скотт «Айвенго»
  • А.С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Пиковая дама»
  • М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
  • Оноре де Бальзак «Евгений Гранде», «Отец Горио» и др. романы
  • Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
  • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

 

 

8 класс

По учебной программе

  • И.С. Тургенев. Повесть «Ася»
  • В.Г. Короленко. Очерк «Парадокс»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Ю.П. Казаков «Голубое и зелёное»
  • А.С. Пушкин «Цыганы»

 

Для дополнительного чтения

  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  • А. Чехов. Рассказы «Тоска», «Злоумышленник» и др.
  • В. Короленко. Рассказы «Слепой музыкант», «Огоньки» и др.
  • К. Воробьев «Убиты под Москвой»
  • В. Распутин «Рудольфио»
  • Н.А. Некрасов «Княгиня Волконская»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды»

 

7 класс

По учебной программе

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор»
  • Л.С. Грин «Алые паруса»
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Для дополнительного чтения

  • А.С. Грин «Бегущая по волнам»
  • Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
  • Л. Н. Толстой «Отрочество»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
  • Е.А. Шварц «Обыкновенное чудо»
  • К. Гоцци «Король – Олень»
  • А. Платонов «Неизвестный цветок»
  • Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
  • Дж. Лондон «Зов предков»

 

6 класс

По учебной программе

  • И.А. Крылов. Басни
  • И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»
  • А.П. Чехов. Юмористические рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
  • А.И. Куприн «Тапёр»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • А.С. Пушкин «Дубровский», «Станционный смотритель»
  • Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
  • Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы «Учитель Карл Иванович», «Приготовление к охоте», «Охота», «Наталья Саввишна», «Ивины»)
  • М. Горький. Повесть «Детство» (главы I – IV)
  • В. Богомолов «Иван»
  • Дж. Лондон «На берегах Сакраменто»

 

Для дополнительного чтения

  •  «Поучение» Владимира Мономаха
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • М. Твен «Принц и нищий»

 

5 класс

По учебной программе

  • Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
  • А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • Х.К. Андерсен «Снежная королева»
  • Мифы Древней Греции
  • С.Я. Маршак «Двенадцать  месяцев»
  • Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
  • В.Г. Короленко «Дети подземелья»
  • А.П. Чехов «Мальчики»
  • В.И. Белов «Скворцы»
  • М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

 

Для дополнительного чтения

  • А. Куприн «Белый пудель»
  • А.П. Платонов «Никита»
  • Д. Даррелл «Говорящий сверток»
  • Э. Сетон-Томпсон «Рваное ушко»
  • А.Н. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»
  • В.П. Катаев «Сын полка»
  • Ф.А. Абрамов «Жила-была Семушка»
  • А.Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
  • Ю.К. Олеша «Три толстяка»
  • К. Гоцци «Король – Олень»
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  • П.П. Ершов «Конёк – горбунок»
  • Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»
  • К.Г. Паустовский. Сказки «Теплый хлеб», «Стальное колечко»
  • П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»
  • К. Булычев «Миллион приключений»
  • Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

 

Больше литературы для летнего чтения можно найти на национальном образовательном портале

Интернет-ресурсы: